Алина Алдамберген

Председатель правления Казахстанской фондовой биржи
Три вопроса:
1. Какие тренды, на ваш взгляд, будут оказывать на нашу жизнь наибольшее влияние в ближайшие три года?
2. Каким будет это влияние?
3. Как считаете, что нам предпринимать в связи с грядущими изменениями?
Если основываться на макроэкономических ожиданиях, то казахстанцев ожидает стабильное развитие экономики. Данная оценка опирается в том числе на уровень нефтяных цен, которые ввиду низкой степени диверсифицированности экономики определяют «погоду» для нашей страны.

По ожиданиям аналитиков, опрошенных Bloomberg, цена черного золота будет с каждым годом дешеветь на пару долларов. Другим подтверждением такого прогноза служит республиканский бюджет на 2018—2020 годы, согласно которому в 2019—2020 годах государство уменьшит поддержку экономики путем снижения расходов на новые инициативы. По бюджетным расчетам, реальный рост экономики прогнозируется на уровне 3,1% в 2018 году, среднегодовой темп роста ВВП на предстоящий пятилетний период составит 3,7% (Закон РК «О республиканском бюджете на 2018–2020 годы»).

Цифры, конечно, хорошие для развитой западной экономики, но довольно невелики для такой развивающейся страны, как Казахстан. Омрачает ситуацию инфляция, которая снижает положительный эффект от роста. По ожиданиям аналитиков, обесценение или инфляция в текущем году будет в пределах 5−7%, 4−6% в 2019 году, с последующим снижением до 3−4% в 2020—2022 годах. Однако это всего лишь базовый сценарий развития. В мире, где все меняется в мгновение, предугадать появление «черного лебедя» практически невозможно, поэтому все может оказаться чуть хуже или чуть лучше. Все зависит от действий.

Какие есть точки для роста у Казахстана? Можно ли сломать тренд и стать действительно конкурентоспособной страной?
1
Новые технологии — новый метод ведения бизнеса

Как известно, больший вклад в рост экономики обеспечивает частный бизнес. Однако для его развития, внедрения новых технологий, привлечения квалифицированных кадров нужны значительные ресурсы. На мой взгляд, на нас, казахстанцев, значительно повлияют новые технологии. Информация — это «новая нефть», и для многих стран она стала залогом развития. Первое поколение финтех-инноваций появилось в начале 2000-х годов. Но это были примеры, не ограниченные внедрением какой-то технологии в работу, а пример — как технология меняла бизнес-процессы компании. Это были новые бизнес-модели, которые возникли на волне развития интернета. К примеру, бизнес-модель платформ коммерции (маркетплейсов) или модель онлайн-трейдинга, которая совершенно изменила торговлю ценными бумагами.

Ежегодный объем инвестиций в финтех-индустрию находится на уровне примерно 20 млрд долл. в год — такие оценки дают крупнейшие консалтинговые компании (KPMG называет цифру 19,1 млрд долларов, Deloitte говорит о 20 млрд). По оценкам PwC, объем инвестиций в инновации в этой сфере в ближайшие 3-5 лет вырастет до 150 млрд долларов. Таким образом, рынок технологических решений для финансовой сферы очень динамично развивается. А в нашей стране, к сожалению, в большинстве компаний имеется только базовая автоматизация. В последние два года мы часто слышали об инициативах внедрения цифровых технологий (продвинутые аналитические инструменты, машинное обучение, распознавание голоса и лица, внедрение блокчейна, финансовые чат-боты, онлайн-кредитование). Не приходится сомневаться, что впереди нас ожидает появление еще более интересных решений. Но практически во всех случаях компании рассматривают автоматизацию как пиар-ход, а не как необходимый бизнес-процесс. Нужно поменять этот подход и в первую очередь понять, зачем нам это надо. У нашей страны есть шанс пройти в следующие три года более эффективный короткий путь, внедрив лучшие разработки современных технологий.

С одной стороны, работая в Казахстане, значительный прогресс в развитии технологий в развитых странах не сильно ощутим, потому что не так много организаций их применяют (по крайней мере, мы не ощущаем этого в сфере обслуживания). При этом в настоящее время методы ведения бизнеса, качество сервиса уже имеют глобальную конкуренцию. То есть если мы не идем в ногу со временем, то мы просто банально начинаем уступать бизнес внешним конкурентам. В этой связи мы видим протекционистские меры, которые принимает правительство, но этого недостаточно. Необходимо ускоренно наращивать темпы цифровизации, формирования новых компетенций и создания новых видов услуг и сервиса.

В Казахстане экосистема финтеха существует только в рамках цифровой модернизации, то есть изменения настоящего. Но модернизация не закладывает тренды будущего. Их закладывает цифровая трансформация или процесс качественно иного подхода в технологиях.

Естественно, это невозможно осуществить без наличия квалифицированных специалистов. И здесь мы тоже уступаем. Поэтому, конечно, Казахстану в современном мире нелегко. С одной стороны, не решены наши банальные вопросы — нормальное функционирование бизнеса, доступность финансирования и т. д., с другой стороны, мы подвержены уже новым вызовам.

Проблема в том, что новые технологии меняют ведение бизнеса, потребности людей, их требовательность к сервису, требуемые компетенции, коммуникации, маркетинг и т. д.

На мой взгляд, чего не хватает Казахстану для быстрого прогресса — так это открытой конкуренции бизнеса. Мы, к сожалению, пытаемся поддержать и спасти то, что морально устарело. Мы еще очень медленны в процедурах и принятии решений. Еще много чего нужно менять и модернизировать. Мы пытаемся скрыть проблему вместо того, чтобы ее решить.

Нужно отходить от этого. Нужно реально принять решение и избавиться от балласта. Нужно начать экономить! Перестать заниматься проектами и бизнесом, которые не имеют ни стратегической важности, ни экономического эффекта. Для этого, как бы банально это ни звучало, надо наконец государству перестать заниматься проектами, которыми может заниматься частный бизнес, реально оценить, какой бизнес нужно поддерживать. Сократить процедуры согласования — многие решения слишком затягиваются и становятся неактуальными. Где-то стоит рискнуть и бросить бизнес в свободное плавание. Необходимо массово создать возможности людям самим зарабатывать на себя, искать новые ниши и поддержать переквалификацию.
2
Коммуникации нового поколения

Помимо этого — и это становится уже очевидным — модернизация сферы коммуникаций. И государству, и бизнесу необходимо стать более открытыми и научиться вести диалог со своим клиентом и потребителем. Не секрет, что многие официальные СМИ используют старые методы коммуникации и не пользуются спросом, проблема в форме коммуникаций.

Коммуникации уже изменились, и они будут меняться дальше с развитием технологий. Они уже переходят на когнитивный, интуитивный способ. В Казахстане мы этого не видим на высоком уровне. Поэтому многие явления становятся неуправляемыми.

Я думаю, здесь тоже нужны специалисты и нужно обучение.

Это заметно по некоторым коммуникациям. С одной стороны, вроде бы дали пресс-релиз, но большинство населения все равно не владеет информацией. Потому что то, как получают сейчас и как будут получать информацию, — это уже огромное поле для конкуренции. Информации слишком много. Конкуренция идет за потребителя информации между глобальными провайдерами и местным бизнесом. Если местный бизнес это не использует, то он тоже будет уступать внешним конкурентам.

Значит, надо учиться. Если нужно, надо инвестировать в этот процесс. Это и ЧТО — какая информация, КАК — в каком виде и КОМУ — через какие информационные каналы. На мой взгляд, это огромное, недооцененное поле деятельности. Правильное использование коммуникации и ее новых инструментов позволяет управлять изменениями, быть мобильным, гибким к любым переменам и отвечать современным потребностям. Мировой тренд — развитие альтернативных каналов коммуникации. В этом плане активное влияние на общество оказывают цифровые технологии. Эта среда дает возможность создавать собственные каналы коммуникации и поддерживать уровень доверия. Другая, новая эра в коммуникации наступает с активным использованием платформ, основанных на базе мессенджеров. При этом информационный канал в соцсетях должен быть востребованным у аудитории, а подача информации — емкой и доступной для широкого понимания. То есть в наше время необходимо уметь генерировать достаточно большой информационный поток с очень интересным контентом для широкой аудитории. К примеру, по данным исследования агентства «Медиа-Систем» за 2016 год, свыше 3 млн казахстанцев являются частными пользователями соцсетей. Соответственно, это огромная целевая аудитория, на которую нужно ориентироваться при продвижении бизнеса.

3
Глобальная конкурентоспособность специалистов и бизнеса

Глобальная экономика и политика влияют на Казахстан тоже. Здесь уже прерогатива правительства и Нацбанка принимать соответствующие меры. Что может сделать бизнес — это учитывать конкуренцию за специалистов в глобальном масштабе. Это ровно то, что сейчас беспокоит казахстанцев. Мы наблюдаем, что есть «утечка мозгов». Одна из причин — экономическая. То есть за рубежом есть возможность делать то, чем невозможно (либо здесь не созданы условия) заниматься в Казахстане. Многие профессии подвержены глобальным трендам — это и пилоты, и специалисты по информационным технологиям, и т. д. Не создав условий для разворачивания бизнеса в Казахстане, мы рискуем терять квалифицированных, мотивированных специалистов.

По данным Агентства по статистике, из покинувших страну в 2016 году 32 930 казахстанцев бо́льшую часть (более 18 тысяч) составляют экономически активные граждане в возрасте от 25 до 59 лет, а остальные — это дети и молодежь до 24 лет. Сокращение интеллектуального потенциала представляет угрозу для устойчивого экономического развития страны.

Для предотвращения такой формы миграционного поведения граждан в глобальном масштабе необходимо формирование мотивации и создание благоприятных условий для привлечения молодых людей в новые сферы деятельности, особенно в научную, инновационную сферу.

На мой взгляд, здесь также важно, чтобы мы были патриотами своей страны и пытались сделать ее лучше, живя в Казахстане. Для этого нам нужны благоприятные условия.

Я считаю, что у Казахстана есть все возможности стать одной из самых развитых стран в мире (одной из самых конкурентоспособных), нам нужно просто мобилизовать свои усилия и начать работать на благо страны и своей семьи!
Поделитесь с друзьями
Олег Хе
Автор материала
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda