Как формируется лидер

Характер и чуткость — главные черты сильной личности

Мы исходим из формулы, что лидерами не рождаются, лидерами становятся. А еще из той мысли, что у каждого лидера есть свой особенный путь. Именно поэтому совместно с ДО АО «Банк ВТБ (Казахстан)» мы реализуем проект «Как формируется лидер».

Героиня сегодняшнего выпуска управляет двумя направлениями в бизнесе и участвует в развитии женского предпринимательства, являясь членом правления Ассоциации деловых женщин Казахстана по г. Алматы.
Речь идет о генеральном директоре агентства туризма и недвижимости «Фарджи» Фариде Джилкибаевой, с которой мы побеседовали о том, как особенные черты характера сказываются на склонности человека к лидерству, почему лидер должен быть не только сильной, но и чуткой личностью.
Что, по вашему мнению, способствует появлению в человеке лидерских качеств?
На мой взгляд, человек уже рождается с определенными качествами, которые можно проследить в его характере еще с детства. Если человек с раннего возраста живчик, общительный, то и во взрослой жизни он будет более коммуникабельным, предприимчивым и проактивным. Другое дело, что с годами, в процессе приобретения опыта и преодоления различных ситуаций, выбранной профессии мы испытываем потребность в усилении тех или иных своих сильных качеств, которые и нужно развивать.
Мы затронули тему детей, как вы подходите к вопросу развития у них лидерских качеств?
У меня трое детей, я старалась развивать качества, которые в них сильнее проявляются. Например, у старшей дочери я заметила в детстве наклонность к вокалу. Начав развиваться в этом направлении, она поступила в Венскую консерваторию и в итоге стала оперной певицей. Средняя дочь всегда любила читать и учиться, сегодня она оканчивает университет в Вашингтоне и скоро будет квалифицированным финансистом.
Это был ее самостоятельный выбор, когда встал вопрос, куда поступать?
С финансовой точки зрения все-таки это больше зависит от родителей. Дочь выбрала направление, в котором она хочет развиваться, а я помогла с выбором страны и вуза.
Вы сказали, что у вас трое детей. Младший ребенок тоже уже определился со своим будущим?
Да, сын окончил физико-математическую школу и затем поступил в политехнический университет в Китае. Он разносторонне развитый молодой человек. В том числе хорошо поет, но мы решили, что двух певцов в одной семье многовато. (Смеется.) Пусть сначала получит какое-то базовое образование, а в творчестве уже будет развиваться самостоятельно.
А если вспомнить вас в те годы, вы тоже смогли выбрать ту специальность, которая вам ближе?
Я хотела стать врачом и для этого окончила медицинский институт в Караганде. Выбор пал именно на ту профессию, которую я и хотела освоить, несмотря на то что она не является высокооплачиваемой или сильно престижной в нашей стране. Мною двигал альтруизм, желание заботиться о людях. Но началась перестройка и рыночные отношения. Многие отправились в предпринимательство зарабатывать деньги. Я тоже не стала исключением.
Самое главное — поставить цель и идти по направлению к ней, а не в обратную сторону. Знаете, это как захотеть попасть на вечеринку, на которую вас еще пока не пригласили.
Как вам далось это решение? И почему все-таки выбор был сделан в пользу туризма и недвижимости, это ведь не связанно с вашей первоначальной профессией, которую вы сами для себя выбрали?
Таково стечение обстоятельств. Окончив мединститут, я так и дня не проработала по специальности, так как вышла замуж, родила детей и занялась их воспитанием. Затем так случилось, что мой супруг погиб в автокатастрофе, и мне пришлось выбирать… Как жить дальше и растить детей. Для того чтобы начать работать по профессии, нужно было обновлять знания. Да и вообще, чтобы быть хорошим врачом, нужно постоянно учиться. Так я отправилась в свободное плавание.

Наверное, здесь мои лидерские качества и сыграли главную роль. Я взяла ответственность за себя, своих детей и решила заняться бизнесом. Для этого я поступила в 2003 году в магистратуру в Международную академию бизнеса (сейчас ALMAU. — Ред.). Окончив бизнес-школу, я вложила имевшиеся у меня на тот момент средства в покупку офиса и стала думать над направлением, которым хотелось бы начать заниматься. Поскольку ранее я имела некоторое отношение к недвижимости, было решено открыть риелторскую компанию. Вспомнив курс по брендингу, где нам говорили о том, что, как назовешь корабль, так он и поплывет, я стала думать над названием компании. В голову пришла идея объединить часть моего имени и фамилии, в результате получилось название «Фарджи», звучащее на арабский мотив. На фоне работавших тогда на рынке крупных риелторских компаний, как «Абсолют», Almaty Real Estate, мое название выделялось. Люди стали интересоваться, откуда мы, являемся ли чьим-то представителем. Иными словами, за брендом все хотят видеть какую-то историю. И здесь мне повезло на одной из международных выставок познакомиться с представителями компании из Дубая. Я предложила им представлять их на нашем рынке. Позже я ездила к ним за каталогами, чтобы пробовать предлагать их недвижимость своим клиентам. Так у меня появились партнеры, на которых я могла ссылаться, когда у меня спрашивали насчет представительства.

Затем, спустя пару лет, начался глобальный экономический кризис, что сильно сказалось на рынке недвижимости. В тот момент я решила начать развивать другое направление и открыть турфирму. Выбор был сделан исходя из того, чем мне было интересно заниматься. Тема путешествия близка мне по духу и к тому же сочетается с недвижимостью. Путешествуя по разным странам, я обращаю внимание на работающие там компании недвижимости.
Страшно ли было начинать новое направление? Вы сами сказали, наступил кризис, лопнул мыльный пузырь на рынке недвижимости, потребительская активность упала, в том числе и на путешествиях, наверное, многие стали экономить.
Начинать всегда страшно. Поэтому многие так и не решаются, особенно когда начинают просчитывать экономическую сторону будущего проекта. Возможно, это опять же черта моего характера, я еще сама не знаю, как это делается, но начинаю действовать и по ходу разбираться во всех нюансах.

Вообще, я люблю учиться, узнавать что-то новое. Для этого посещаю различные семинары и тренинги. Почти все тренеры говорят: главное — заниматься любимым делом, любить свою работу, а деньги придут сами собой. Вот эта философия мне тоже близка. Самое главное — поставить цель и идти по направлению к ней, а не в обратную сторону. Знаете, это как захотеть попасть на вечеринку, на которую вас еще пока не пригласили. Если вы действительно этого хотите, то вы обязательно туда попадете, начав спрашивать через знакомых и пр. Так же и с новыми направлениями в бизнесе. Если вы хотите расти, развиваться, вы будете искать все возможные источники информации и погружаться в эту тему. Но лидера, собственно, и отличает то, что его сложно заставить свернуть с заданного пути.

Взять успешных людей: начиная свой путь, большая часть из них не имела за плечами богатства или связей. Если побеседовать с каждым, окажется, что в их жизни было больше поражений и падений, чем побед. И это нормально, без этого не приходит опыт и успех. Когда ты вновь и вновь встаешь на ноги после каждой неудачной попытки, ты приближаешься к успеху.
Взять успешных людей: начиная свой путь, большая часть из них не имели за плечами богатств или связей. Если побеседовать с каждым, окажется, что в их жизни было больше поражений и падений, чем побед. И это нормально, без этого не приходит опыт и успех.
Был ли у вас кто-то из менторов, кто наставлял в бизнесе или консультировал, как лучше поступить?
Когда решила заниматься предпринимательством и поступила в бизнес-школу, я многого не понимала в бизнесе. Если бы я училась с уже имеющимся бэкграундом, наверное, многое бы сделала иначе. Мне бы не пришлось, как тогда, двигаться вслепую. Но советчиков на тот момент у меня не было. Даже когда я занялась туристическим бизнесом, начинала с того, что вспоминала, как же меня обслуживал менеджер турагентства, когда я была в роли клиента.
Можете назвать авторов, которые помогли вам состояться как лидеру и предпринимателю?
В первую очередь это Мирзокарим Норбеков. Я не только читаю его книги, но и посещаю семинары. Посетив его VIP-семинар для бизнесменов, я получила большой толчок к действию. Также среди авторов полезных книг — Роберт Кийосаки, Брайан Трейси и пр. Отдельно я бы выделила «Трансерфинг реальности» Вадима Зеланда. Эта книга позволяет задуматься над многими вещами. В ней говорится о том, что существуют группы людей, мыслящих в одном направлении и создающих энергоинформационные структуры — маятники. Эти маятники начинают развиваться самостоятельно и подчиняют людей своим законам. Для многих может быть полезно узнать, как самому стать маятником.

Также мне нравится книга «Алхимик» Паоло Коэльо, благодаря которой учишься обращать внимание на знаки. Почему это важно? Лидерские качества — это не только умение вести людей за собой. Лидер должен быть осознанным, включенным, иметь, с одной стороны, сильный характер, с другой — чуткость. Точно так же, когда ты заботишься о своей компании, важно не просто считать прибыль, но и думать, как сделать так, чтобы вашим работникам тоже было хорошо.

Знаете, я иногда говорю, что бизнес у меня — как четвертый ребенок, к которому нужно проявить чуткость и позаботиться, чтобы вся наша команда была счастлива.
Раз речь зашла о сотрудниках, как вы подходите к их развитию?
Некоторые руководители хотят получить в свою команду специалистов с огромным опытом и своей клиентской базой. Когда я сама начинала, не знала многих нюансов и занималась самообучением. Поэтому я не боюсь брать людей без опыта; способных и обучаемых всегда можно научить, вырастив нужного сотрудника под свою команду, ценности и цели. В целом у нас непрерывно идет обучение команды.
Какие задачи вы ставите перед собой?
Во-первых, это дальнейшее развитие. Во-вторых, хотелось бы рассматривать новые направления для бизнеса. Например, мне все-таки хочется запустить проект, связанный с медициной. Направление медицинского туризма мы и так развиваем, но можно было бы, например, организовывать информационные туры для наших врачей в зарубежные клиники, которые отличаются своей технологичностью. Конечно, только за счет собственного бюджета им сложно будет участвовать, но можно попробовать привлечь господдержку. Кроме того, есть задумка заняться медицинским оборудованием и здоровым питанием.
А если говорить о недвижимости и туризме, есть ли стратегические планы, отложенные, может быть, на несколько лет в связи с кризисом, но которые хотелось бы обязательно реализовать?
Можно создать что-то на стыке туризма и недвижимости. Так, чтобы развивать внутренний туризм в стране, можно построить сеть недорогих, но уютных гостиниц, кемпингов и хостелов. Ведь у нас столько чудесных мест для отдыха в стране, дело за инфраструктурой.
Поделитесь с друзьями
Екатерина Корабаева
Автор материала
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda