Бизнес

«Молодая была уже не молода»

Остап Бендер повторил бы эту мысль, глядя на современную молодежь — слишком уж быстро она взрослеет. «Молодо-зелено», — говорили раньше. Сейчас иначе: «Молодо-прагматично».
Новое поколение не переделаешь, надо взрослым переделывать себя — переходить на другой стиль общения, быть понятным и дружелюбным. К такому выводу я пришел после общения с Александром Рузановым, президентом агентства BRIF Research Group — лидером на исследовательском рынке Казахстана.
Александр, прочитал ваше исследование настроений молодежи. Грустные выводы: молодое поколение мечтает о деньгах, при этом не стремится работать и учиться, индивидуальность слабо развита, в почете теплое местечко на госслужбе. Вспомнил знаменитое выступление психолога Виктора Франкла в 1972 году, где он говорит, что в обществе бытует ошибочное мнение, будто молодежь стремится только много зарабатывать. Но таких оказалось лишь 16%. Как утверждал Франкл, большинство американских студентов (78%) стремятся постичь смысл жизни. Или времена поменялись, или мы не Америка?

Олег, приоритеты молодежи действительно меняются. При этом, как мне кажется, Виктор Франкл прав: все или почти все стремятся к поиску смысла жизни. На экзистенциальном уровне. Только смысл очень тесно связан с ценностями, а ценности меняются. Если раньше работа сама по себе могла быть (и для многих была) смыслом или большой ценностью, то сейчас для многих молодых людей работа утратила такую смысловую нагрузку и стала способом заработка. А смысл переместился — ценят свободное время, возможность путешествовать, получать новые впечатления. Значение образования также снизилось. Поэтому логично, что если работа сама по себе не имеет смысла, то лучше иметь такую работу, где будешь получать как можно больше, делая как можно меньше.

Делаю вывод, что поколение Z куда более прагматично по сравнению с Y, тем более Х. То есть люди становятся очень рациональными. Как в дальнейшем, на ваш взгляд, будет влиять на молодежь, да и на нас всех такой тренд, как урбанизация?

Исследование показало, что урбанизация — это составляющая более широкого тренда — миграции. Сельская молодежь стремится в города, молодежь из малых городов едет в столицы и мегаполисы. А столичная молодежь мечтает уехать и уезжает в другие страны: Россия, Запад, Восточная Европа. В этом смысле Казахстан является своего рода «селом» по сравнению со странами, где выше качество образования, уровень жизни и шире спектр возможностей. Границы открыты — не только географические, но и информационные. Интернет стер ментальные барьеры. Печально здесь то, что в другие страны уезжают, как правило, молодые люди с более высоким уровнем образования, с более качественными и сильными амбициями. Соответственно, меняется и состав, и менталитет молодежи в столицах и крупных городах.

В вашем исследовании говорится, что молодежь стремится упростить свою жизнь. Хотя урбанизация приводит людей, наоборот, к усложнению жизни: в мегаполисе выше конкуренция, хотя и возможностей, безусловно, больше. В этом есть парадокс противоречивых трендов. Могу предположить, что молодежь все больше нуждается в помощниках, которые помогут с принятием решений. Вопрос в том, кто может выступать в роли таких помощников. Друзья? родители? учителя? руководители?

Олег, хотел бы уточнить, что наше исследование показало разнородность молодежи. Есть очень большие отличия, в том числе и в системе ценностей. Поэтому кто-то ищет упрощения и облегчения, кто-то — нет. Что же касается помощников и учителей, то они, конечно же, нужны. Вопрос только в том, что часто сама молодежь так не считает. И один из важных трендов — отсутствие кумиров и авторитетов. Точнее, отсутствие больших и долгосрочных авторитетов. В век «Инстаграма», «ВКонтакте», «Фейсбука», WhatsApp влиять на молодежь стало очень трудно или невозможно. Слушают и смотрят тех, кто ярко говорит и выглядит, кто умеет показывать, а не навязывать. Клипы, видеоблоги, хайп. Все очень фрагментировано — и люди, и мысли, и сюжеты. Донести смысл становится все труднее и труднее. И авторитетов, как и кумиров, единых нет, они быстро меняются и забываются. Возможно, я занудствую, но я вижу здесь большие риски. Ломаются механизмы передачи ценностей и смыслов.

Согласен. Хотя конфликт отцов и детей был и раньше, не вижу, что мы сильно отличаемся от 19-го и 20-го веков. Здесь у меня возникает профессиональный вопрос — по коммуникациям: переходить на фрагментарный язык общения, чтобы быть понятным молодому поколению, или, наоборот, его вытягивать на более глубокий смысловой уровень?

Олег, я согласен, конфликт отцов и детей всегда был, и старшие всегда занудствовали и ворчали. (Смеется.) Тем не менее сдается мне, что этот период серьезно отличается технологическим переломом в способах, каналах и объемах передачи информации. Мышление как необходимый инструмент существования и развития человеческого общества требует устойчивости внимания, дисциплинированности, последовательности. И все эти атрибуты под угрозой. Хотя, возможно, я просто преувеличиваю. (Улыбается.) Как общаться с молодежью? Думаю, надо осваивать их язык и способ общения и передачи информации, для которых характерна клиповость, визуальность, броскость. И в то же время пытаться передавать смыслы традиционными путями — серьезное чтение, анализ, осмысление, дискуссия.

Спасибо большое, Александр, за интересную беседу!
Результаты исследования 2017 года «Казахстанская молодежь. Какая она?» (опрошено 627 респондентов в возрасте 14-30 лет в 7 городах Казахстана)
Факт 1.
Казахстанская молодежь в большинстве своем стремится к простым и консервативным жизненным сценариям. Лишь 10-15% молодежи Казахстана можно назвать индивидуалистами. Т. е. они прежде всего думают о реализации своих жизненных целей (карьера, путешествия, саморазвитие и прочее). В Алматы и Астане доля таких людей выше.
Факт 2.
Работа — это просто способ заработать. В большинстве своем казахстанская молодежь не хочет работать, но хочет зарабатывать. Хорошим вариантом считается, чтобы тебя устроили куда-нибудь родственники. Для многих молодых казахстанцев в регионах пределом мечтаний является госслужба, желательно в Астане.
Факт 3.
Учиться молодежь тоже не любит. Многие нерационально выбирают будущую профессию. В основном молодежь не мотивирована на учебу, не видит от нее никакой пользы и относится к учебному процессу достаточно формально.
Факт 4.
Среди молодежи достаточно сильны миграционные настроения. Как показало исследование, большое количество молодых казахстанцев (около 41%) задумываются о переезде из Казахстана либо насовсем, либо чтобы получить за рубежом более качественное образование.
Факт 5.
Казахстанская молодежь становится более мобильной. Молодежь мечтает путешествовать, и путешествия стоят на третьем месте в списке важных планов (после семьи и работы). Привлекают страны дальнего зарубежья (Европа, Египет, Турция, ОАЭ, Япония, Южная Корея, Китай, США, Канада и др.); страны ближнего зарубежья (особенно Россия, включая Москву и Санкт-Петербург).
&В продолжение темы
Как же бизнесу работать с молодежью?
Инна Губарева
Заместитель председателя группы компаний ERG по персоналу
Кадровый вопрос сегодня особенно остро стоит перед промышленными компаниями, такими как ERG. Для нас же трудность поиска новых сотрудников среди молодежи заключается в том, что основные наши предприятия расположены в моногородах, откуда молодежь уезжает для поступления в вузы областных центров или соседние страны. Большой вопрос и к качеству подготовки выпускников учебными заведениями. К сожалению, практически всегда их приходится обучать на производстве.

Если говорить шире, то сегодня необходима трансформация вузовского и среднеспециального образования, так как любые знания и информацию можно найти в интернете. На первое место выходит развитие практических навыков у молодежи.

ERG старается решать эти вопросы посредством повышения эффективности дуального обучения и совместных программ обучения с вузами-партнерами. К примеру, на Аксуском заводе ферросплавов до 80% студентов, прошедших дуальное обучение, впоследствии стали работниками этого предприятия.

В ССГПО ежегодно проходят производственную практику до 900 студентов по 67 специальностям.

Отдельно необходимо сказать об Академии ERG, созданной в прошлом году. Кроме масштабной работы по подготовке собственных кадров новый корпоративный университет работает с молодежью со школьной скамьи. Совсем недавно мы провели серию мастер-классов «Кто такой инженер?» в регионах присутствия нашей группы, тем самым мы помогаем школьникам определиться с будущей профессией.

Сегодня слова «Интернет вещей», «большие данные», безусловно, знакомы всей молодежи. Она просто «заточена» на все цифровое. Ее очень трудно заинтересовать, заставить обратить внимание на что-то. К примеру, при выборе какого-либо товара они смотрят не на его цену, а на ценность, которую он представляет, насколько он «экологичный», принимают решения на основе мнения друзей, окружающих. Получают информацию посредством смартфона, где сегодня есть всё — соцсети и необходимые приложения.

В свою очередь мы отбираем именно таких людей, потому что у нас много инициатив и проектов, связанных с автоматизацией, роботизацией, внедрением элементов индустрии 4.0. Многие из молодых людей прошли стажировки и успешно работают в нашей группе, решают важные задачи. Причем мы думаем не только о решении своего кадрового вопроса, но и об обеспечении занятости в целом в тех регионах, где расположены наши предприятия. Уже второй год мы реализуем проект «Экосистема студенческого предпринимательства», который помогает вузам стать предпринимательскими, а студентам — оформить и реализовать свои идеи в стартапы.
Поделитесь с друзьями
Олег Хе
Автор материала
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda