Раушан Райсханова

Генеральный директор ТОО «Human Capital Lead»
Три вопроса:
1. Какие тренды, на ваш взгляд, будут оказывать на нашу жизнь наибольшее влияние в ближайшие три года?
2. Каким будет это влияние?
3. Как считаете, что нам предпринимать в связи с грядущими изменениями?
1
Континенты, государства, города

Азиаты продолжат завоевывать мир во всех аспектах (технологии, образ и качество жизни, фешен, отношения, культура, рынок труда). Возможны переходы на их валюты для трансакций, как минимум в любых электронных системах будет заложен обмен валют априори. Снизится государственное лидерство, возможно, усилится влияние коалиций. Нам, евразийцам, повезло: хочешь не хочешь, а все равно не получится остаться в стороне.

В то же время усилится тенденция к росту влияния городов. Так, скорее всего, далее мы все-таки придем к идее 600 главных городов мира. И через очень короткое время станет возможным смешение аналитики по государствам и городам, а затем начнется своего рода вычленение городов из структуры государств, настолько сильно будет их влияние на общий мировой порядок. А далее произойдет незаметное смещение аналитики с государств на города, районы, группы людей.

Технологии

Начнем жить с блокчейном, он перестанет быть уделом узких специалистов. Вообще, страх за свою безопасность и безопасность данных породит еще больше идей и продукции, позволяющих работать в режиме анонимности.

Человек и информация. Лечение «котиками»

Вырастет уровень беспокойства человека в связи с ускорением и ростом объема информационного потока. Так как информация быстрее достигает разных уголков мира, люди видят большой вброс негатива (теракты, смерти, катастрофы и т. д.). Нужны технологии по балансированию позитивной и негативной информации (так сказать, больше места «котикам»), а также проведение «лечебных» мероприятий в массмедиа. Информационный поток в том виде, в котором он сейчас, сильно влияет на психику человека. А вместе с тем психическое, эмоциональное здоровье так же важно, как и физическое. Надо ходить к психотерапевту так же часто, как в фитнес-клуб. Не зря наиболее востребованными темами стали позитивная психология, бирюзовые организации, холократия, министерства и рейтинги счастья на уровне стран.

Информация повлияет и на осознанность потребления. Уже есть устойчивый тренд: более молодое поколение, прежде чем покупать любой продукт, тщательно изучает его состав. Далее последует еще и ответ производителей в виде большей персонализации предложения. Например, еда с витаминами в зависимости от группы крови; рекомендации, что конкретно надо съесть, выпить и когда заснуть/проснуться, чтобы погода поспособствовала улучшению состояния человека; какая музыка будет включена в жилище в зависимости от зафиксированного нашего настроения еще до того, как мы войдем в помещение.

Труд, персонализация и эксперимент

Большинство рутинных профессий исчезают с большой скоростью, которой мы, кстати, совсем не замечаем. Рутинность при этом не означает только неквалифицированный труд. Все, что машина или робот могут сделать точнее и быстрее, — их удел. Посчитать, складировать, отправлять, придавать форму, заменять и т. д. Одновременно снижается цена на массовые продукты (где-то перешли на арендную систему), даже недвижимость становится обычным commodity — на нее так же распространяется «черная пятница», скидки, бонусы и прочее. Вместе с этим люди требуют персонализации в обслуживании и в товарах, что порождает развитие ремесленничества, творческого подхода во всем — в дружбе с автоматизацией, smart data и кастомизацией. Мониторинг здоровья во время потребления пищи, замена органов, «умный» текстиль, гаджеты под особенности и привычки человека, помещение, использование цветов, форм, освещение — все выстраивается под персональный запрос человека.

Еще один тренд заключается в том, что эксперимент становится более ценным, чем обладание. Пока казахстанцы потратят условных 400 долларов на приобретение чего-то в собственность, западные люди используют эти же деньги на получение опыта, настроения и ощущения. Но это вопрос пары лет. Не зря мы говорим о влиянии Азии: жители стран АТР (Азиатско-Тихоокеанского региона) — главные туристы мира в поисках приключений. Для нас тоже станут важны опыт и эксперименты. И суть большинства профессий поменяется в сторону творчества, личного контакта, совместного опыта, переживаний и эмпатии.
2
После трагедии на Фукусиме японцы предложили сменить парадигму по отношению к атомной индустрии. Раньше она была в мирных целях и в военных. Но после аварии предложено подходить к атому как к полезному или вредному для человека. Это один яркий пример смены парадигмы.

Наверно, влияние всех без исключения трендов может быть как во вред, так и на пользу человеку. Это вопрос выбора. Лично я верю как в жизнеспособность самого человека, так и в милость и милосердие Всевышнего. Мы не перейдем границы человечности, по крайней мере, хочется в это верить. Человека может поработить только человек. Есть расхожая фраза: раб не хочет свободы, раб хочет себе других рабов. Так вот в этих трендах надо остаться свободным человеком. Это сложно, но возможно.
3
Действовать, постоянно учиться, верить в чудо, пробовать разное и не винить себя, если сегодня не получилось. Также важно экспериментировать, делиться результатами, радоваться жизни и оставаться свободными в выборе.
Поделитесь с друзьями
Олег Хе
Автор материала
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda