ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

Думаете, бизнес — не искусство?

Авторы книги «Стратегии тоже нужна стратегия» Мартин Ривз, Кнут Хаанес, Джанмеджая Синха (партнеры The Boston Consulting Group) считают иначе. Рассматривая разные типы стратегий, они сравнивали каждую из них с направлением в живописи. Вот к каким выводам пришли.
1. Классическая стратегия
Компании, выбирающие классическую стратегию, проводят тщательный анализ для оценки привлекательности рынка, основ конкуренции на конкретном рынке и текущей и потенциальной конкурентоспособности самой организации — все это помогает им определить свою целевую позицию и стратегическое направление развития. Затем они разрабатывают план для достижения поставленных целей. Классическая стратегия скорее напоминает создание натюрморта. Когда у вас перед глазами есть четкое и неизмеримое изображение того, что вы хотите нарисовать, нет необходимости делать большое число набросков или вносить какие-либо изменения по ходу работы. Напротив, вы методично воспроизводите каждую деталь, пока не завершите картину.
2. Стратегия адаптации
Компании, реализующие стратегию адаптации, постоянно меняют методы ведения бизнеса, разрабатывают новые варианты, выбирают среди них самые перспективные, а затем масштабируют и используют на практике, после чего цикл повторяется снова. Стратегию адаптации можно сравнить с написанием пейзажа при изменчивом освещении. Вам приходится не спускать глаз с объекта, работать быстро, снова и снова наносить мазки кистью, слой за слоем, пока вы не запечатлеете мгновение, а затем перейти к созданию следующей картины.
3. Визионерская стратегия
Эта стратегия реализуется в три этапа. Прежде всего, вы должны увидеть возможность: для этого нужно на ранней стадии выявить какой-либо новый мегатренд, применить новую технологию, устранить причину недовольства клиентов или удовлетворить их скрытую потребность. Во-вторых, вы должны быть первым, кто создаст компанию и продукт для реализации этого видения. Наконец, вы должны упорно следовать поставленной цели и при этом быть гибкими в выборе средств ее достижения, чтобы справляться с непредвиденными сложностями. Если провести аналогию с живописью, то художники — визионеры школы сюрреализма скорее не наблюдают, а пытаются представить себе яркую картину и затем стараются воплотить свой замысел на холсте.
4. Стратегия формирования
Компания, выбирающая стратегию формирования, действует в труднопрогнозируемых условиях, поскольку отрасль находится лишь на стадии зарождения, а организация должна оказывать влияние на участвующие в процессе многочисленные заинтересованные стороны, но при этом не может их контролировать. Для успеха в такой очень пластичной, но непредсказуемой среде фирмы привлекают другие заинтересованные стороны для выработки общего видения, создают платформу, с помощью которой могут организовывать процесс совместной работы, и затем развивают эту платформу и экосистему, наращивая масштаб и сохраняя ее гибкость. Формирование можно уподобить коллективному созданию большого полотна. Вы должны увлечь художников общей идеей и во избежание хаоса использовать свое влияние, чтобы руководить их работой. Вы управляете творческим процессом, по частям создавая общую картину.
5. Стратегия востановления
Данная стратегия имеет целью восстановить жизнеспособность и конкурентную позицию компании в период ее работы в очень неблагоприятных условиях. Столь сложные обстоятельства могут быть вызваны длительным несоответствием стратегии компании и ее бизнес-среды или пережитым шоком, как внешним, так и внутренним. Если внешние обстоятельства настолько трудны, что не позволяют вам придерживаться прежнего курса, то единственный способ не только выжить, но и получить еще один шанс на процветание — изменить направление, высвободить ресурсы, а затем сосредоточиться на росте. Стратегию восстановления можно сравнить с кубизмом. Кубисты отказались от сложных техник предшествующих школ живописи. Объекты анализируются и разбиваются на части, несущественные детали и формы удаляются. Затем объекты собираются снова, и так создаются новые образы.
P. S
О, как же мне близки такие параллели. Авторы книги, как оказалось, хорошо разбираются не только в стратегиях, но и в изобразительном искусстве. Знал бы раньше, воспользовался бы приездом Мартина Ривза на конференцию в Алматы год назад по приглашению Ельдара Абдразакова, чтобы поговорить со спикером о живописи. Вот теперь смотрю на одну из своих любимых картин под названием Room, думаю, о какой же стратегии в ней идет речь. А вы в какой стратегии живете?
Читайте также другие статьи автора:
Поделитесь с друзьями
Олег Хе
Издатель
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda